МБ ДОУ Детский сад № 6


Яшкинского муниципального округа

«Кто постегает новое, лелея старое, тот может стать учителем» (Конфуций)

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД».

Отличительные особенности НОД прежде всего:

— в формах ее организации (интегрированное занятие, путешествие, лаборатория, тематическое и др.);

— в изменении позиции педагога по отношению к детям (педагог-партнер, не учитель);

— в обновлении структуры НОД.

Структура НОД

Вводная часть. Первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается НОД.

Мотивация бывает разная — практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом, то после чего дети захотят заниматься.

 

Это стихотворение напрямую показывает, именно нам — воспитателям, что необходимо предпринять для подготовки к образовательной деятельности:

Зайца за уши несут к барабану.

Заяц ворчит, барабанить не стану!

Нет настроения! (Эмоциональный настрой детей и педагога)

Нет обстановки! (Создание развивающей предметно-пространственной среды)

Нет подготовки! (Обязательный учет уровня развития детей, опора на имеющиеся у детей знания)

Не вижу морковки! (Удовлетворение от самой деятельности, значимость для ребенка непосредственного её результата, «мотивирующая» сила «вознаграждения» за деятельность; адекватность применяемых методов возрасту детей).

Типы мотиваций

Первый тип, игровая мотивация – «Помоги игрушке». Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Так в младшем возрасте – это Петрушка, Зайчик, а в старшем дошкольном возрасте Любопытная Варвара, Знайка и Незнайка. Детское стремление общаться и помогать персонажу существенно увеличивает его активность и заинтересованность в деятельности.

Во время работы у малыша может быть свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Например, при закреплении определения длины, высоты предмета, используя метод наложения или приложения (Помоги Зайцу найти короткую дорожку, чтоб быстрее добежать до лесной опушки; высокую ель, где он может спрятаться).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем дошкольникам, что собираемся исследовать ткань, предмет, объект, и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий.

Например, воспитатель просит научить его ухаживать за домашними животными, растениями (экологическое воспитание).

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же?

Данный тип мотивации лучше всего использовать в художественно-эстетическом развитии.

Пятый тип мотивации «Художественное слово» — использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например: Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать?

Словесные мотивации использую в НОД в итоговых мероприятиях старшей и подготовительной группах.

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письмо, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, звуковые плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации). В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание, предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Итоги и рефлексия, до 5 минут.

Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»; каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: то есть что хотел сделать – что получилось.

Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Стоит спросить «зачем вы это делали? Чтобы понять осознал ли ребенок цель или «А для чего вам это нужно было? «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?», «Кому вы помогали?», «Что нового узнали?» и т.д.

Воспитателю необходимо найти, кого и за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе образовательной деятельности.

Педагогу следует дифференцированно давать задания дошкольникам, тем, у кого более развито логическое мышление, память, умение анализировать, предоставлять более трудные задания, а тем воспитанникам, у которых низкий уровень развития в данной образовательной области более доступные.

При организации НОД профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.


Авторское право © 2019. Все Права Защищены.